Мой ребенок провалил ЕГЭ и не поступил в институт. Шесть советов родителям

  • Главная
  • Записи
  • Мой ребенок провалил ЕГЭ и не поступил в институт. Шесть советов родителям

В предыдущей статье мы рассказывали о переживаниях детей, которые не сдали выпускные экзамены. Сегодня ведущий психолог Регионального центра «Семья» Ксения Мазитова дает рекомендации родителям, как реагировать на ситуацию, не падать духом и поддержать подростка.

Перед тем как дать развернутые рекомендации, предлагаем взрослым изучить три реакции, которые не стоит пускать в ход, когда ребенок приходит с новостью: «Я не сдал ЕГЭ (ОГЭ)» или «Я не поступил».

Первое — психологи не рекомендуют обесценивать происходящее словами: «Ничего страшного». В голове ребенка они могут прозвучать как: «Родителям все равно».

Второе — на занимайтесь нравоучением в этот момент. Желание повоспитывать фразой: «Надо было лучше учиться» вызовет реакцию у подростка: «Достали со своими советами».

Третье — не стремитесь отрицать его утрату. Сказанные с добрыми намерениями слова поддержки: «Не поступил — пойдешь работать» могут вызвать обиду, и еще незрелый взрослый подумает, что вы опять все за него решаете.

«Было бы здорово, если бы рядом нашлись взрослые, которые поддержат, но не избитыми фразами: “А, не сдал! И что планируешь делать? Ничего? И что, год потеряешь? Но понятно, у тебя же вся жизнь впереди”. Взрослое окружение не должно обесценивать горе подростка.

В идеале будет сказать так: “Да, это грустно, очень плохо и больно для тебя. Я сам расстроен. Но. Давай я оплачу репетитора для пересдачи” — например, или для девятиклассника: “Слушай, может, правда 10-й не наш вариант, посмотрим колледжи. Хочешь gap year (академический отпуск)? Давай тогда искать работу’’. Лучше переходить в разговоре в область деятельности», — рассказывает Ксения Мазитова, ведущий психолог регионального центра “Семья”.

Консультант объяснила, что, если у ребенка сильный стресс, стоит сразу обратиться к психологу. Результат ЕГЭ может быть закономерным итогом событий, происходящих вне школы.

«Сейчас у меня на терапии девочка, которая не сдала три предмета по ОГЭ. Еще до экзамена у нее были и остаются постоянные конфликты в семье, из-за которых у подростка сформировалось сильное эмоциональное истощение, провал на экзамене был результатом ситуации с родителями. Теперь ей нужна уже медикаментозная помощь и психотерапевт, здоровый сон и безопасная атмосфера.

Не важно, подросток ты или родитель, если происходит сильный стресс у человека, то его когнитивные функции падают. Внимание рассеивается, наблюдаются постоянные переживания, тревога, появляются проблемы со сном и приемом пищи, все время отвлекаешься и не можешь сосредоточиться. А самостоятельно это все остановить очень сложно. Невозможно себе сказать — все, больше не думай об этом, и симптомы пройдут», — предупреждает психолог.

Специалист объяснила, что в возрасте от 15 до 18 лет человек только учится контролировать высшую нервную психическую деятельность мозга, поэтому с такими состояниями ему справляться намного сложнее. Он бы и рад подготовиться к пересдаче, а дома постоянно разборки, скандалы. Ситуацию могут осложнить младшие братья или сестры, за которыми надо следить. В итоге подросток растрачивает все ресурсы для учебы. Сил не остается. Родители этого не учитывают, а потом начинают винить детей: «Ты вроде занимался, а не сдал?»

После стольких замечаний к взрослым, родители могут задаться вопросом: «Что теперь, вообще ему ничего не говорить?» Психологи однозначны в ответе, что разговаривать нужно, но только с позиции взрослого, а если эмоции невозможно скрывать и прятать, то не стоит надевать маску Супермена. Ксения Мазитова дала 6 рекомендаций родителям.

1. Прийти в стабильность самому

Комментарий психолога (КП):

«Здорово, если взрослый понимает, что нужно вначале успокоить себя, перед тем, как начать отчитывать своего ребенка за несданный ЕГЭ. Это редкость. На практике взрослые: кричат, ругают, обвиняют. Это же их чувства, переживания, и таким образом они неосознанно перекладывают это на ребенка, а сами думают, что поддерживают или воспитывают.

У родителей могут наложиться свои внутренние нереализованные амбиции: ‘‘Я вот не поступил в институт, но сделал все, чтобы мой ребенок смог’’. Признаться в том, что это твои травмы, очень тяжело, практически невозможно без помощи специалиста. Ведь в голове крутится, что вы как взрослый за все заплатили: репетиторы, лучшие курсы, все покупали для него, а он взял и не сдал.

А вы, как его родитель, не предположили, что у подростка, может, уже на физиологическом уровне не было способностей, которых от него ждали. Может быть, логическое мышление у него не развито или наблюдаются трудности с вниманием.

Взрослый неосознанно может отыгрывать свой детский сценарий и за счет ребенка реализовывать свой потенциал. У меня сейчас на консультации подросток в апатичном состоянии, потому что мама хотела сделать из нее балерину, но им попался деспотичный тренер, а мама долго этого не замечала, и теперь у девочки травма и никакого желания заниматься балетом. Поэтому личная терапия, уважаемые родители, вначале решите свои внутренние травмы, проработайте свои детские обиды и переживания, а потом помогайте детям».

2. Разговор начинайте честно со слов «Я», а не «Ты»

КП: «Если вы хотите высказать ребенку свои переживания, то обязательно говорите: “Я расстроена”, “Я ожидала, но…”, “Я в шоке”, “Я знаю, что тебе тоже плохо, но мне нужно время, чтобы прийти в себя, мы поговорим позже”, “Мне плохо, но я хочу поговорить”.

Чем проще и искреннее действовать, тем лучше. Погорюйте, позлитесь вместе, но дайте понять, что злитесь не на него, а на ситуацию».

3. Отложить уговоры и фразы «Мы с тобой готовились, сдавали»

КП: «С местоимением “мы” надо заканчивать. Это ребенок готовился и сдавал ЕГЭ. Он ходил к репетитору, а вы только платили. Важно спросить, чего хочет ваш сын или дочь. Да, вы можете обозначить свою позицию по высшему образованию. Но не стоит сразу заниматься разбором полетов и искать ответ на вопрос: ‘‘Почему так произошло?’’ Если ваш подросток говорит, что на этом все кончено, то значит вы проговаривали с ним единственный вариант развития событий в истории с ЕГЭ — это сдача, а вот варианта “Б”, когда ребенок не прошел по баллам, — не было.

Есть такая фраза, очень разговорная: ‘‘Дать волшебный пендель’’. Это что такое? Пинок. То есть кто-то сделает мне больно, чтобы я начал действовать. Вряд ли кто-то в здравом уме захочет боли, ему нужна поддержка. Если боль вас заводит, то можно проходить тренинги в стиле хождения по углям, стеклу и т. д. Это я к тому, что боль, которая выражается криком, строгостью, агрессией мотивирует далеко не каждого человека, и надежда на то, что вы можете заставить его действовать — отругав, может дать совсем иную реакцию. Ребенок станет агрессивным или замкнется в себе».

4. Отдать ответственность своим детям

КП: «Нужно отдать право принимать решение подростку. Взрослым стоит признать, что за уговорами пойти учиться, а не работать, например, и тем, что ребенок сделает не так, как хочется вам, в принципе, стоит страх и нежелание терять над ним контроль.

Не стоит манипулировать фразами: “Мы за тебя платим, ты с нами живешь, тебе некуда идти”. Это развивает у него чувство вины, и человек в итоге приходит к мысли, что лучше бы снимал квартиру и работать пошел, чем учился.

Когда я принимаю человека, то говорю ему: делай, что хочешь — это его выбор и ошибки, тем самым отдаю ответственность в его руки. Но тут нужно доверять и понимать, что если у него что-то не получится, то, возможно, это я–взрослый его чему-то не научил.

Однако родителям так не хочется мириться со своими промахами — признавать, что в роли родителей они были не идеальны, особенно если это было их основной деятельностью (речь идет о тех мамах и папах, которые отдавали себя полностью воспитанию, забыв о своей карьере и реализации — прим.). Это тяжело, поэтому мы изо всех сил стараемся уговорить детей пойти в институт, настаиваем на учебе, пересдаче — берем решение на себя. В итоге не даем им прочувствовать, что такое ответственность и самостоятельность».

5. Не путать депрессию с плохим настроением

КП: «Как отличить депрессию? У человека резко меняется поведение, изменились предпочтения в еде, много спит и не встает со своей кровати — такое продолжается 1-2 недели. Становится неряшлив, не хочет мыться, ухаживать за собой, отказывается выходить на улицу. Сильно меняется пищевое поведение: голодает или переедает, вызывает рвоту.

Не спит, появилась бессонница, а весь день проводит в кровати, жалуется на страхи, кошмары, появилась плаксивость. Надо, правда, понимать, что если он и до ЕГЭ был плаксивым и сейчас плачет, то это скорее нормальная реакция, а вот все действия, которые ему не свойственны, должны вас насторожить. Поэтому не ждите, когда состояние пройдет само. Если у вас появились сомнения — обратитесь психологу или психотерапевту».

6. Не прятаться под маской «Все нормально»

КП: «Если вы говорите: “Все в порядке”, а сами все время встречаете подростка с грустным лицом или натянутой улыбкой — это не есть хорошо. Лучше так не делать.

Это будет напоминать состояние, когда вы что-то проглотили, а оно у вас где-то встало в горле: ни туда ни сюда. Не самое этичное сравнение, но с этим состоянием хорошо сопоставимо. Ребенок заметит лживость, он поймет, что вы ему врете и надеваете маску. Лучше уж накричать и извиниться потом, чем ходить и говорить: “Все нормально, я не расстроен”, всем видом показывая обратное.

Вы будете похожи на хомяка: и говорить неудобно, и выплюнуть жалко. Эта ситуация неприятная, но вы тоже имеете чувства, можете горевать. Как взрослый, вы покажете, каким образом с этим состоянием обходиться, а он это запомнит, поэтому будьте внимательны к себе и своим словам. Не справляетесь ни с собой, ни с ребенком, обратитесь к психологу, к педагогу-психологу. Они помогут».

В заключение Ксения Мазитова предложила начинать диалог с подростком, не сдавшим ЕГЭ или не поступившим, примерно так: «Да, это грустно, но мы имеем что имеем. Как тебе с этим? (далее слушать, не воспитывать) Я понимаю, что ты сейчас переживаешь, это нормально, как я могу тебя порадовать?»

Если эмоции вас уже захлестнули, члены семьи пребывают в конфликтах, а ребенок в апатичном или депрессивном настроении — не стоит дальше создавать благоприятную среду для душевных травм, лучше обратиться за помощью к психологу, психотерапевту, психиатру — это не стыдно, это нормально.

Психолог поделилась личным мнением об аттестации

«Я не против ЕГЭ как системы, возможно, она унифицированная — помогает отследить и оценить результат. Меня больше расстраивает психологический фактор: как к этому относятся взрослые люди и какое значение они придают экзамену. По итогу у детей формируется страх будущего: “Что я буду делать, как буду жить, если не сдам”.

В России не так все страшно и катастрофично для выпускника. Всегда можно закончить платный вуз и с небольшими результатами ЕГЭ, образование можно получить в любом случае. Вот в Японии итоговый экзамен действительно определяет все, очень жесткая конкуренция, и поэтому они фиксируют высокий процент суицидов после него.

Я призывают сбрасывать напряжение и уровень важности с этого, позволять детям относиться проще к ЕГЭ. Это один из этапов, его нужно пройти. Ты можешь запоминать, заниматься с репетиторами. Чем больше тревоги — тем выше стресс и хуже результат. Поэтому это важно, но это не вся твоя жизнь», — говорит психолог Ксения Мазитова.

В тюменском региональном центре «Семья» психологи принимают по предварительной записи.

Запись по телефону: 8 (3452) 20-21-33 и 20-40-70.