Компьютерные игры – за или против?

Представить детство современного ребенка без гаджета очень сложно. Детям вручают планшеты и телефоны с играми каждый раз, когда их необходимо отвлечь, оставить на какое-то время в одиночестве, или тогда, когда родитель просто хочет побыть наедине с собой. Постоянно так делать не стоит, ведь у малыша выработается привычка каждую свободную минутку утыкаться в гаджет вместо того, чтобы придумать другой, более полезный, вариант досуга.

Но есть ли в играх (не только развивающих) польза для ребенка?

Конечно же, сами дети говорят о том, что компьютерные игры — это замечательно, здорово и круто. Они хотят играть и играть. Их можно наказывать, не давая играть. Их можно поощрять, разрешая играть. Компьютер стал самой заветной детской мечтой. Компьютерные игры — любимым занятием. Вполне естественно, что перед родителями встал вопрос, что же делать? Не обращать внимания? Или бить во все колокола и объявлять войну компьютерным играм? Чем отличаются реальные игры от компьютерных и почему последние наносят вред психике ребенка? Давайте попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Когда ребенок долго играет в сюжетно-ролевую игру с реальными игрушками, некоторым родителям это не всегда нравится, ведь им кажется, что ребенок развлекается, тратит время впустую, поэтому они начинают подсовывать ему развивающие игры, начинают с раннего возраста учить иностранные языки.

В развивающих играх нет ничего плохого, но они не должны стать полной заменой спонтанной игре. Потому что спонтанная игра бывает значительно полезнее. Почему это так? Потому что игра для ребенка — это способ познания мира. Манипулируя игрушками, он узнает их свойства. Когда ребенок становится старше, он начинает придумывать сюжетные игры — так у него развивается фантазия, он усваивает роли, функции и отношения между людьми. Ключевой характеристикой такой игры являются активность и самостоятельность. Это не родители (или инструкции развивающей, настольной игры) ведут ребенка по сюжету, говорят ему, как ему поступать, вкладывают ему информацию в голову. Ребенок САМ создает свой мир, у него включается познавательный интерес. Если игрушка не обладает теми свойствами, которые нужны ребенку, он переделывает ее, ломает ее и смотрит, что там внутри, чинит, учится обращаться с ней более ловко, придает ей новые функции, меняет сюжет, проигрывает вновь и вновь свои неудачи и в игровой форме ищет выход. В общем, он учится массе вещей, он находится в процессе познания и активного творчества.

А что происходит с ребенком, который играет в компьютерную игру?

Во-первых, возможности придумать и создать свой собственный мир у него уже нет. Мир игры — яркий и завлекающий — для него уже создали. Это значит, что собственная фантазия уже не работает.

Во-вторых, у него засыпает познавательный интерес. Ничего нового в игре не происходит, после того, как он усвоил ряд простых правил. Далее он просто бесконечно осуществляет одни и те же примитивные манипуляции с виртуальными предметами.

В-третьихманипуляции эти — не его собственные, а те, которые придумали для него чужие люди. А поскольку они просты и примитивны, и цель их сводится к примитивной награде, то ни о какой творческой активности и речи быть не может.

В-четвертых, быстрота получения результата и награды в сочетании с минимальными затраченными усилиями («нажми на кнопку — получишь результат») создает у ребенка иллюзию собственной силы и ловкости, а он остается пассивным и слабым.

В-пятыхребенок привыкает к тому, что можно получить быстрый результат, используя минимальные усилия и без серьезных потерь при проигрыше: игрушка реально не сломана, никакого физического дискомфорта он не испытывает. В реальной жизни, он сталкивается с тем, что добиться положительного результата значительно трудней, что за него нужно расплачиваться чем-то, что можно проиграть, а кнопки «рестарт» нет.

Четвертый и пятый факторы играют значительную роль в формировании компьютерной зависимости.

Компьютер — это мир фантазий. А для любого нормального человека, который чувствует себя успешным, реальность важнее и нужнее любой самой привлекательной иллюзии. Какой вывод сделает ребенок, играющий в компьютерные игры? Что виртуальный мир интереснее реального. Ребенок, интересно и с увлечением играющий в реальные игры, сделает обратный вывод. Для него мир будет представляться чрезвычайно интересным и полным возможностей местом. Но давайте все же не будем забывать о том, что компьютерная игра — это не всегда вред, ведь она обладает рядом преимуществ. Таких как:

· обучающие и логические игры полезны для умственного развития ребенка, они заставляют думать и тренируют память;

· игры развивают реакцию, внимание и моторику рук ребенка;

· исследователи отмечают, что после экшн-игр дети быстрее читают и лучше усваивают прочитанное;

· люди, которые часто играют, отличаются большим упорством и настойчивостью (успешнее справляются со сложными задачами, не сдаются, пока не достигнут цели);

· Посредством игр дети учатся работать с техникой, начинают разбираться в различных гаджетах (без этого сейчас никак).

Как видите, полностью запрещать играть в компьютер ребенку не стоит. Однако рекомендуется ограничивать время, которое можно провести за монитором, а также напоминать ребенку о важности 10-15 минутных перерывов (со сменой деятельности: например, можно сделать зарядку, побегать). Также можно устанавливать в семье правило: проводить 1-2 дня в неделю без гаджетов и отправляться всем вместе в парк на прогулку.

Не забывайте, что главный пример для ребенка — это его родители, поэтому, в первую очередь, проанализируйте, не даете ли вы своим детям плохой пример, проводя свой досуг за компьютером или телефоном.

Изображение на обложке от Freepik

Анна Шерстобитова. ведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону

8 (3452) 20-40-70

Добавить комментарий