Как в процессе воспитания исчезает детская часть личности, или Как оставаться живым взрослым

  • Главная
  • Записи
  • Как в процессе воспитания исчезает детская часть личности, или Как оставаться живым взрослым

В процессе жизни ни в садике, ни в школе, ни в университете нас не учат быть родителем. Если у человека появились дети — это ещё не значит, что он стал мамой или папой. Конечно, по факту он стал так называться. Но родительство – это прежде всего процесс эмоционального удовлетворения от взаимодействия со своим ребёнком, заботы о нём, получение удовольствия от выполняемой роли РОДИТЕЛЯ.

Но часто бывают такие случаи, когда от взрослых можно услышать такие фразы: «Я не знаю, что с ним (ней) делать! Он совершенно неуправляемый!», «Сделайте так, чтобы он стал нормальным и послушным» и т.д. В таком взаимодействии эмоционально ранятся все участники процесса: и дети, и родители, и бабушки, и дедушки, и все, кто попадает в этот круг общения. И тогда у ребёнка отмечается наличие большего спектра эмоциональных нарушений, у родителя – неудовлетворенность собой, неоправданные ожидания, угрызения совести, чувство вины, снижение самооценки и т.д.

Эмоциональному контакту ребёнка учит мать, постоянно контактируя с ним и демонстрируя ему те или иные чувства и эмоции. Ребёнок начинает повторять, копировать её эмоциональные реакции, далее у него начинает формироваться эмоциональный интеллект и закладывается модель мира. Неважно, что говорит родитель, важно то, как он это транслирует. А особенно важно для ребёнка соответствие вербального и невербального компонентов. Таким образом у него происходит не только формирование эмоционального интеллекта, но и сохраняется детская его часть — «Внутренний ребёнок».

Но в стихии жизненных обстоятельств и бытовой рутины родитель эмоционально истощается, у него не хватает сил на эффективное взаимодействие с ребёнком. Может сложиться и другая картина — гиперопека, страх предоставить ребёнку свободу действий, излишний контроль над ним или потакание его желаниям. Нарушенные внутрисемейные роли, обязанности и общение приводят к неправильной внутрисемейной иерархии, постепенно возникает эмоциональное напряжение внутри коммуникаций и… у родителя происходит эмоциональный взрыв, который, конечно же, касается и ребёнка.

И вот несколько привычных ошибочных действий родителя, которые приводят к эмоциональному дисбалансу, эмоциональной травме:

  • неумение родителя заботиться о себе, вовремя профилактировать свое эмоциональное состояние;
  • неумение родителя придавать значение словам, эмоциям и чувствам ребёнка. Часто родитель обесценивает переживания своего чада, считая, что это пустяки, а когда ребёнок эмоционально «разряжается», то родитель «заражается» его эмоциями и ребёнок «получает» вдвойне, а то и втройне;
  • эмоциональные перепады родителя, противоречивые установки родителей в воспитании ребёнка, в связи с чем ребёнок может начать манипулировать ими;
  • отсутствие границ и личного пространства как для родителя, так и для ребёнка, формирование симбиотических связей.

Это лишь часть основных причин, проявляющихся в конфликтных или напряжённых взаимоотношениях между родителями и детьми, в связи с чем каждый участник процесса надевает на себя «бронежилет», чтобы не чувствовать боли, обиды, горести, страха.

«Внутренний ребёнок» сжимается, и ему уже не хочется радоваться. И тогда он становится рациональным, структурированным, знающим, когда и как. Таким «умным взрослым». И общение уже начинает складываться по-другому: «Ты сделал уроки?», «А ты обедал?», «Как день прошел?» и т.д. Уже нет того эмоционального взаимодействия, когда они получали от общения друг с другом удовольствие, получали удовлетворение от каждого взгляда, совпадения желаний и пребывания на одной эмоциональной волне. Умерла та самая детская часть в каждом из них.

 

 

И здесь хочется обратить внимание на притчу Шалвы Амонашвили из книги «Божественная педагогика»:

«Успехов вам, родители! Интересуйтесь своими детьми и их интересами по-детскому, проявляя любопытство и одухотворённость, а рационализм и «умность» оставив на потом. Пожалуйста, будьте внимательны к своим детям, прислушивайтесь к ним, не осуждайте, а помогайте, не обвиняйте, а выслушайте, не заставляйте, а советуйте и будьте всегда рядом, будьте тылом, будьте помощником, будьте человеком, на которого всегда можно положиться».

 

Наталья Филимонцеваведущий психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-14-47

Добавить комментарий