Я могу без вас или немного о подростках и одиночестве

Подростковый возраст –  самый сложный с психологической точки зрения этап превращения ребенка во взрослого человека. Именно с этим возрастом связаны большие перемены в жизни: подросток сталкивается с физическими изменениями своего тела, начинает испытывать новые для него ощущения, а также переосмысливает увлечения прошлых лет, начинает задумываться о взрослой жизни. Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются подростки в это время – одиночество

Одиночество — переживание состояния отчужденности от общества.

С чем связано ощущение одиночества?

Чувство одиночества связано с развитием интеллектуальных процессов. Ранее дети или подростки делали то, чему научились у родителей. А сейчас подросток начинает оценивать происходящее, соотносить с собой, своим поведением, примерять подходит ли ему такое поведение и результат действий.

Происходят изменения в физиологии, которые влекут за собой изменения в ощущениях. Начинает меняться голос, формы тела, кожные покровы, настроение. Все это влияет на представление о себе. Привыкая к новому образу, подростки не понимают, что происходит с ними и  проецируют это непонимание на окружающих.

Один во вселенной

Практически каждый подросток в своем становлении проходит через период глобального непонимания, неуверенности и незащищенности. Усугубляется это ощущением страха, что ты такой один во всем классе, во всей школе, даже во всей Вселенной испытываешь подобные чувства.

И, кажется, будто ты окружен от всех невидимой стеной, и никто тебя не понимает. И при этом, ты завидуешь популярной девочке с красивой улыбкой – у нее точно никаких проблем. Но увы, даже самая популярная девочка в классе, может чувствовать себя одинокой и переживать, что общаются с ней только из-за  красивой улыбки.

Подростку трудно представить, что, если только он начнет говорить о своих проблемах с друзьями, ему будет легче, от узнавания, того, что он ни один такой. Есть такие же как он, девчонки и мальчишки. И ему может стать значительно легче от осознания, что есть возможность поделиться своими жизненными трудностями, быть услышанным и понятым.

Также подростки могут самые важные чувства хранить в тайне, рассчитывая на то, что их никто не поймет. Из-за страха быть не понятыми и желания «соответствовать» своей системе, подростки бояться обнажать чувства и отличаться от других. Сложность для подростка заключается в невозможности сделать выбор, между желанием быть собой, проявлять свою индивидуальность или быть «как все», но при этом оставаться принятым обществом.

Что ищут?

Одиночество толкает ребят на поиск родственной души. Одни подростки в компании получают поддержку и понимание, другие информацию и коммуникацию, третьи проявляют лидерские качества, четвертые – принадлежность к группе. Все эти потребности не осознаваемы, но очень важны для будущих взрослых.

Парадокс ситуации заключается в том, что, яростно отстаивая свою независимость от взрослых, подростки абсолютно не критично относятся к мнению лидеров или участников своей группы. И желая быть непохожими на других, бывают как две капли воды схожи между собой. Неокрепшее «Я», нуждается в сильном «Мы», в противоположность неким «Они».

Плохо или хорошо.

Спектр оттенков одиночества достаточно широк, он распространяется, от ощущения изолированности «другие отвергают меня» до уединения «я хочу побыть один». Отношение к одиночеству может меняться от негативного, до позитивного в зависимости от состояния подростка. Положительная составляющая в этом случае заключается в способности мыслить и анализировать. Находясь в одиночестве, подросток может пребывать в размышлениях, относительно своей жизни, анализировать, делать выводы, иными словами, наводить порядок, раскладывая по полочкам свой опыт, в кладовой своей души.  Для этого необходимо наличие спокойной атмосферы.

Что могут сделать взрослые для того, чтобы помочь своим подрастающим детям?

Бывает очень сложно ответить на вопрос «что делать?». Можно начать с того, чего же не делать. И, однозначно, не стоит «учить» и критиковать. Учат учителя в школе, преподаватели на кружках, родители дома… это может оказывать чрезмерное давление на подростка. А где же простое человеческое общение?

«Я ее учу, учу, учу, учу, а она все одно и то же делает!», – восклицает мама на консультации. После таких ответов, хочется спросить: учение – это единственная форма общения?

Первое с чего стоит начать – вспомнить себя в этом возрасте, а также то, чего хотелось самому, будучи в этом возрасте. И возможно, окажется, что вам и вашему ребенку, хочется одного и того же. Хочется, чтобы с подростком общались как со взрослым.

Подросткам важно чувствовать себя взрослыми, а достичь этого можно, через выражение своего мнения.  И если мое мнение никому не интересно, я просто буду против! И подросткам ничего не остается, как быть против родителей\учителей… А в это время ему просто важно быть человеком и ощущать рядом именно человека, а не функцию. Родители могут помочь своим подрастающим взрослым, проявляя к ним интерес, интересуясь их мнениями, делами, здоровьем, настроением.

Родители, интересуйтесь детьми, как прошел день в школе, как складываются взаимоотношения со сверстниками, как пережили ту или иную ситуацию, как бы они повели себя в ситуации.

Вместо того, чтобы контролировать, выражая недоверие своему чаду, выражайте искренний интерес, и тогда, у вас появится шанс знать, о том, что думают ваши дети, как они относятся к тому или иному событию, как могут реагировать на различные ситуации. В качестве побочного эффекта, существует риск получить интерес в обратную сторону, когда подросток будет интересоваться, как бы себя повели вы в подобной ситуации.

Общаясь с подростком, стоит говорить с ним с глазу на глаз, не стоя спиной и занимаясь приготовлением ужина. Пусть подросток убедиться, и почувствует себя важным и значимым для вас.

Если подростки не получают поддержки со стороны близких людей, родителей, они обязательно найдут ее на стороне и хорошо если это будет не самая криминальная компания.

«…Если тебе стало одиноко…»

  1. Ищи человека, способного понять тебя, с которым ты можешь быть откровенным.

Девочки и мальчики, девушки и юноши, вы не одиноки. Думаю, что в вашем доме, на вашей улице, в вашей школе, городе, стране обязательно найдется человек, готовый выслушать и понять вас. Осталось его найти. Это может быть друг детства, сосед по школьной парте, сверстник из секции, дядя, крестный или психолог. Самое главное, что бы вы могли ему доверять.

  1. Вовсе не обязательно иметь много друзей, достаточно одного-двух.

Важнее – качество общения и уровень доверия. Если же случаются ошибки, то это лишь повод сделать проанализировать и сделать вывод.

  1. Изучай себя. Ищи причины своей неудовлетворенности.

Этому могут помочь специально обученные люди – психологи. Есть различные формы работы: индивидуальные консультации, групповые, семинары, выездные мероприятия. Психологи работают в школах, социальных центрах, поликлиниках. При этом важно найти «своего» специалиста.

  1. Не бойся говорить о своей проблеме, проблемы есть у каждого и все они решаемы.
  2. Для того, чтобы иметь друга, надо самому быть другом.
  3. Расширяй круг интересов, найди новое увлечение.
  4. Знакомься с новыми людьми.
  5. Помни, что каждый человек уникален и интересен по-своему.
  6. Необходимо помнить, что для некоторых одиночество – активное творческое состояние, благоприятная возможность для общения с самим собой и источник силы.
  7. Человек – это большая тайна, не жалей времени на изучение самого себя.

Уважаемые взрослые, рядом с вами находятся те, кому необходимо ваше внимание, понимание, ваша мудрость и поддержка!

Помните об этом.

 Юлия Караульных, педагог-психолог Регионального центра «Семья»