Мотивация ребенка к учебной деятельности

Всех родителей волнует проблема, как замотивировать ребенка к обучению, но взрослые должны понимать, что деятельность должна быть интересна ребенку. Как же быть в этой ситуации?

Выбирайте несколько правил, которые помогут осуществить цели:

Правила мотивации

  1. Самое главное – доверительные отношения, когда ребенок может поделиться проблемами. Доверительные отношения формируются с раннего детства, если они установлены, то ребенок будет рассказывать о проблемах и просить помощи.
  2. В семье должен быть комфортный психологический климат. Всем известны слова: «Всё идет из семьи!». Домой ребенок должен идти в любом настроении и желать идти! Не важно какую оценку он получил, и какие проблемы у него случились.
  3. Обязательно учитывать интересы ребенка, подбирая кружки и дополнительные занятия. Интересы ребенка дают  гарантию успешного будущего. Если ребенок любит конструировать – быть может у вас растет будущий инженер, если хорошо рисует – дизайнер, если любит животных и ухаживает за ними без напоминания – то может это будущий ветеринар.
  4. Заранее с ребенком обсудить для чего он пойдет в школу, какие предметы будет изучать, что значит каждый предмет и как он пригодится в жизни. Расскажите о своей школьной жизни. Поиграйте с ним в школу, пусть попробует себя в роли учителя и ученика. Обязательно в игре должны быть перемены и поощрения в виде звездочек или наклеек.
  5. Не ругать ребенка за первые отрицательные оценки и неправильный выбор. Необходимо учиться вместе, обсуждать почему ребенок сделал так или не сделал. Если ребенок себя плохо чувствовал, то надо объяснить, что в школе есть врач, которому можно рассказать о своем самочувствии. Если не понял задания, то переспросить у учительницы. Если сложно дается обучение, нужен репетитор. Все проблемы решаемы.
  6. Домашнюю работу проверять и если найдены ошибки, то постараться сделать так, чтобы ребёнок нашел их сам. С 1-го класса приучайте ребенка к самостоятельности и ответственности. Чтобы не забывал записывать домашнюю работу, выполнял ее чисто, правильно и вовремя. Объяснять ребенку, что его оценки – это показатель труда, плохо потрудился-отрицательные оценки, хорошо потрудился – положительные.
  7. Обязательно хвалите ребенка, пусть даже за самые незначительные успехи, формируя позитивную мотивацию. Очень важно, чтобы ребенок знал, что он поступает правильно и его за это хвалят! Не считайте, что это должно быть само собой. Взрослые чаще замечают что – то плохое, поэтому есть дети, которым не хватает внимания и они используют негативное поведение, привлекая внимание взрослых. Поэтому, всегда хвалите своего ребенка за то, что убрал вещи, помыл чашку без напоминания и получил хорошую оценку.
  8. У ребенка должен быть режим дня, чтобы хватало времени на уроки, на отдых. Составляйте план дня вместе. Организуйте режим дня и заметите, сколько  свободного времени останется для общения с ребенком.
  9. НИКОГДА не сравнивайте ребенка с другими детьми. Только с ним самим. (Например: – Вчера ты лучше приготовился к школе, лучше рассказывал стих). Для ребенка важно понимать, что какой бы он не был – он любимый. Каждый родитель должен не только любить, но и уважать своего ребенка, как личность! Похвала и порицание должны относиться только к нему. (Например: Малыш, ты сегодня разбаловался и не слышишь замечаний: вчера, ты был послушным мальчиком, а сегодня нас расстраиваешь!)
  10. Чтобы не пропал интерес к деятельности, попытайтесь ставить краткосрочные цели и задачи. Чтобы ребенок не отвлекался и не пытался делать сразу несколько дел. Продумывайте заранее время, когда запланирована деятельность и сколько он должен потратить на нее времени. (Например: ты должен позаниматься музыкой 45 минут. Начни заниматься после того, как сделаешь уроки и вынесешь мусор). У ребенка должны стоять четкие цели и временные отрезки.
  11. Ежедневно спрашивайте, как прошел день в школе. Если же день не задался и прошел плохо, то постарайтесь найти положительные моменты. Можно поговорить о том, с кем он встречался, кого из друзей видел. Может он вспомнит интересное событие. В конце концов, если произошло что-то неприятное, то надо собрать семейный совет и решить проблему. Обязательно начинать разговор с положительного тона, потом обсудить негативную ситуацию и закончить положительным акцентом, указав на то, что его любят, несмотря ни на что.
  12. Следите за выражениями, не обсуждайте в негативной форме школу или учителя, так как, ребенок должен видеть, что вы высоко оцениваете роль образования. Все проблемные моменты с педагогом решайте либо в переписке, либо в разговоре тет-а-тет, чтобы ребенок не слышал. Обсуждение в деструктивной форме школы и учителей не приемлемо при ребенке.
  13. В течение дня находите время для общения – это время, когда вы вдвоем, вам ничего не мешает (телефон, приготовление пищи или уборка). Утренний подъем, проверка расписания. Прощание перед началом дня возле школы, контроль за посещением кружков. Соблюдайте традиции, вечернее чаепитие и обсуждение дня. Обязательно уложив ребенка спать, поговорите с ним несколько минут, обнимите, поцелуйте. Ребенок должен ложиться спать в хорошем настроении.
  14. Принимайте активное участие в школьной жизни ребенка, чтобы он видел ваш интерес. Приходите на  мероприятия в школе, делите ответственность между собой если не можете посещать вместе. Узнавайте, когда будут мероприятия в классе и какую посильную помощь можете оказать, как родитель.
  15. У ребенка должен быть стимул хорошего обучения. Можно разделить на четверти или месяцы, по окончанию которых он будет чем-то премирован (например: поход в кино, поездка в зоопарк и т.д.). Есть хорошая поговорка: «Тратьте на своих детей больше времени и меньше денег. Самое ценное, что есть у вас с вашим ребенком – это совместное времяпровождение. И в памяти его останется поход в любимый кафетерий, зоопарк, кино, театр, после которых вам будет что обсудить. Не откупайтесь от ребенка дорогой игрушкой или гаджетом.
  16. Обязательно заведите в семье традицию: объятия до школы и перед сном. Тактильные отношения снимают стресс, страх и негатив. Психологи утверждают, что детей в сутки необходимо обнимать не менее 7 раз. Рекомендую делать это при любой возможности, несмотря на возраст ребенка!
  17. Самое главное – любите своих детей! Любовь творит чудеса, лечит и помогает в трудные минуты

 

Лариса Попрыга, педагог-психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-40-70