Родителям о буллинге

Ситуация непринятия ребенка коллективом – острейшая психолого-педагогическая проблема. Для тех, кто хочет более четко понять, как это происходит, есть художественные фильмы, раскрывающие опасность подобной травли: «Чучело», «Класс коррекции», «Класс».

Буллинг – это школьное насилие, унижение и издевательство в отношении ученика со стороны учащихся, хуже, когда со стороны учителей. Это постоянное проявление агрессии и причинение различного рода вреда. Чаще встречается в подростковой среде.

Цель буллинга – вызвать страх у объекта травли, подчинить себе его. Для этого используются запугивания, психологические и физические притеснения.

Что характерно для буллинга?

· Намеренное причинение вреда (или попытка) ребенку (ученику). Вред может быть моральный, психологический, физический.

· Физическая или психологическая слабость и нестабильность жертвы, либо восприятие ей обидчика как более сильного.

· Современный буллинг активнее всего в социальных сетях.

· Дети до 14 лет отличаются особой жестокостью, так как не боятся уголовной ответственности.

Причины буллинга:

· Привлечение внимания

· Демонстрация силы

· Утаивание страхов и неуверенности

· Удовлетворение в доминировании и потребности во власти

Виды буллинга:

Буллинг может быть прямым и косвенным. Прямой предполагает открытое воздействие, избиение, оскорбление. Косвенный – скрытые издевательства, распространения слухов, объявление бойкот ученику.

Специфика содержания:

· Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный и заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-8 классах, а к старшим классам исчезает. Однако, новостные сводки заставляют сомневаться в верности этих данных, но с другой стороны, такое распространение оправдано юридически.

14-15 лет – возраст начала уголовной ответственности. Этот возрастной период приходится в среднем на 9 класс.

  • Вербальная травля: оскорбления, прозвища, угрозы, насмешки, принуждения, унижение.
  • Социально-психологический буллинг: игнорирование, сплетни и слухи, исключение из группы и общих дел, выставление на посмешище, бойкот и изоляции, манипуляции.
  • Электронный (виртуальный) буллинг. Предполагает травлю через интернет. Виртуальный буллинг не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

В целом, выделяют следующие роли в процессе школьной травли:

· Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор)

· Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру)

· Ребенок-жертва

· Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).

· Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).

· Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).

Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли. Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы.

Как родителям выявить является ли ребенок участником буллинга?

Первичные признаки:

· Систематично возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.

· Можно увидеть у ребенка следы – синяки, порезы, царапины, или рваная одежда— которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п.).

Вторичные признаки:

· Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников или в местах, где они играют/проводят время, даже при условии что вы это разрешаете или даже поощряете.

· Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить по телефону и т.п.)

· Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает, что никто не захочет прийти)

· Бояться или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит, частые головные боли, боли в желудке, расстройство

· Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы

· Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет

· Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость

· Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки

· Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»)

Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга.

Последствия травли для детей-жертв и для детских коллективов

Переживание буллинга в детском и подростковом возрасте чрезвычайно травматично и кроме актуальных последствий оказывает значительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Прежде всего, влияет на формирование самооценки ребенка, его коммуникативные возможности, мотивацию к развитию и достижениям. Общие последствия – это снижение самооценки, нарушение доверия к окружающему миру, склонность к виктимности (Виктимность (от лат. victima — жертва) — склонность становиться жертвой преступления. Это устойчивое свойство личности быть жертвой обстоятельств, преступлений чаще, чем другие люди, или в тех условиях, которые для большинства являются нейтральными.)

Буллинг наносит колоссальный вред всем участникам вне зависимости от статуса. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но также получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Дети агрессоры чаще других попадают в различные криминальные истории, у них формируется искаженное представление о разрешении конфликтов и взаимодействии в социуме.

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство гнева, вины, стыда, бессилия и боли. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Почему не дал сдачи?!», «Нельзя быть тряпкой!», «Вот видишь, сам виноват» и так далее.

Надо понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, тем более сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией, то прежде всего нужно самому получить поддержку близких и психолога.

После консультации со специалистом вы подберете нужные слова.

Покажите ребёнку, что в данной ситуации он не одинок, многие его сверстники часто сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии. Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми дружеские и доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи, когда это будет нужным и необходимым.

Лариса Попрыга, педагог-психолог Регионального центра «Семья»

Записаться на консультацию к психологу Вы можете по телефону 8(3452) 20-40-70

Добавить комментарий